К «Бесам» Достоевский применяет два эпиграфа: пушкинские «Бесы» и притчу из Евангелия от Луки. Первый задает настроение, раскрывает замысел, "ужас перед хаосом современной социальной действительности"; второй содержит надежду на исцеление. Этот второй путь связан с народом. Остановлюсь на Марии Л. юродивой, божьим человеком. Ставрогин признавался Кириллову: "я в самом деле ее уважаю,потому что она всех нас лучше". Она вполне убеждена, что «Бог и природа есть все одно», а Богородица - «Великая Мать, упование рода человеческого». Мария верит, что спасение всего человечества в любви к нему каждого, и что формирование человеческой личности происходит через страдания: «Как напоишь слезами своими под собой землю на пол аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься».
С.Н. Булгаков: «Хромоножка» пронизана нездешними лучами, ей слышны нездешние голоса, поэтому ее не обманет маска, она не примет личины за лицо и не поверит самозванцу».
актриса Щепкина-Куперник: «Хромоножка в «Бесах» Достоевского... заслонила всех персонажей. Эта жалкая фигура с грубо накрашенными щеками и бумажной розой в волосах так и стоит передо мной. Ее глаза - то пустые и безумные, то полные «святого страдания» и какого-то презрения, слова ее, когда она становится на колени перед Ставрогиным, потрясали, и недаром знаменитый бельгийский поэт Верхарн признал ее образ наиболее совершенным среди всех остальных». В романе указывается единственный путь исцеления — путь к народу, к земле, через труд, природу, бога.
С.Н. Булгаков: «Хромоножка» пронизана нездешними лучами, ей слышны нездешние голоса, поэтому ее не обманет маска, она не примет личины за лицо и не поверит самозванцу».
актриса Щепкина-Куперник: «Хромоножка в «Бесах» Достоевского... заслонила всех персонажей. Эта жалкая фигура с грубо накрашенными щеками и бумажной розой в волосах так и стоит передо мной. Ее глаза - то пустые и безумные, то полные «святого страдания» и какого-то презрения, слова ее, когда она становится на колени перед Ставрогиным, потрясали, и недаром знаменитый бельгийский поэт Верхарн признал ее образ наиболее совершенным среди всех остальных». В романе указывается единственный путь исцеления — путь к народу, к земле, через труд, природу, бога.